Положение о

Научно-образовательном проекте

«Школа юных исследователей «Патентный разведчик»

1.Общие положения
1. Научно-образовательный проект «Международная школа юных исследователей «Патентный разведчик[1]» (далее – Школа) является проектом Ассоциации ЦПТИ и реализуется на платформе Международного детского конкурса «Школьный патент – шаг в будущее!».
2. Слушатели Школы: школьники от 7 до 17 лет - участники детских и молодежных творческих и научно-технических проектов.
3. Миссия Школы – содействие обеспечению возможности научно-технического развития детей и молодежи, их самореализации и таланта.
4. Цель Школы – стимулирование проектной деятельности детей и молодежи, направленной на развитие естественно-научных и технологических компетенций и успешное предпринимательство за счет формирования образовательной экосистемы, развивающей креативное творческое мышление и прививающей навыки научных исследований, а также способствующей формированию инновационно-предпринимательских паттернов поведения в сфере интеллектуальной собственности.
5. Задачи школы - формирование эффективной системы поддержки и развития исследовательских навыков у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся; содействие продвижению научной и исследовательской деятельности детей и молодежи на основе взаимного обмена опытом и знаниями в области изобретательства, рационализаторства, интеллектуальной собственности и инновационного предпринимательства; методическая поддержка педагогических работников и учителей по вопросам, связанным с патентным поиском и патентной аналитикой.
6. Работа Школы позволяет использовать ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» в части популяризации молодежных проектных и исследовательских активностей и расширить функционал центров поддержки технологий и инноваций третьего уровня.

[1] Патентный разведчик - фантазийный адъективный оборот, подразумевающий под собой человека, обладающего способностями различать информацию о результатах интеллектуальной деятельности в общем потоке информации.
2.Ключевые характеристики
Фокус-группа
Деятельность Школы направлена на работу с детьми и молодежью - школьниками 7-18 лет участниками Международного конкурса "Школьный патент – шаг в будущее!", а также участниками иных детских и молодежных творческих проектов.


Экосистема
Школа входит в образовательную экосистему «Школьный патент» Ассоциации ЦПТИ, которая объединяет школьников, сообщества учителей и педагогических работников, экспертов – патентных поверенных и патентоведов, представителей науки и бизнеса, профессиональных ассоциаций и сообществ, профильных национальных и международных организаций.
Экосистема позволяет школьникам не только разрабатывать свои проекты с учетом исследований интеллектуальных прав третьих лиц и нацеливать на охрану своих интеллектуальных прав на созданные результаты, но и содействует охране и коммерциализации интеллектуальных прав школьников. В этом состоит инновационная уникальность Школы.
Экосистема регулируется региональными дирекциями в субъектах РФ и зарубежными представительствами в странах ЕАЭС (в 2022 года открыты и работают 12 дирекций и 4 представительства - в Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Республике Казахстан).

Языковая поддержка
Образовательное обеспечение деятельности Школы осуществляется на русском языке с последовательным переводом в случае необходимости.
Методическое обеспечение Школы осуществляется на русском языке и в дальнейшем может быть переведено на иные языки партнерами-участниками проекта.

Финансовое обеспечение
Финансирование Школы осуществляется за счет средств физических и юридических лиц, в том числе грантовой и партнерской поддержки. Слушатели Школы (законные представители слушателей) самостоятельно оплачивают дорогу, проживание и питание, если школа проводится оффлайн.
3.Этапы развития
Международная школа юных исследователей «Патентный разведчик» формируется и развивается в несколько этапов:
а) первый этап (2021г.-2023г.) - формирования портфеля программ, источников и направлений финансирования деятельности.
б) второй этап (2024г.-2025г.) – этап диверсификации программ и направлений деятельности и видов активностей. Открытие школьных секций на базе ЦПТИ. Реализация моделей национальной и международной кооперации через сотрудничество в рамках образовательной и проектной деятельности школьников.
в) третий этап 2026г. и далее – консолидация усилий ЦПТИ третьего уровня на базе IP-HAB Ассоциации и создание единой научно-исследовательской платформы проектной деятельности школьников и молодежи. Внедрение инновационно-предпринимательских проектных направлений деятельности молодежи во все виды деятельности ЦПТИ третьего уровня. Интеграция усилий в рамках программ развития сети ЦПТИ.
4.Основные направления развития
а) разработка и внедрение новых форм и инструментов организации научно-исследовательской деятельности центров поддержки технологий и инноваций на базе школ;
б) содействие формированию новых знаний и обмену научно-технической информацией в молодежной среде;
в) разработка типовых программ дополнительного образования для школьников.
5. Принципы развития
Основополагающими принципами развития Школы являются:
а) профессионализм - построение деятельности на платформе передовых знаний теории и практики bigdata, маркетинга и менеджмента интеллектуальных прав;
б) партнерство - нацеленность на сотрудничество во всех видах деятельности;
в) системность улучшений - обеспечение непрерывности получения новых знаний, разработки качественно новых активностей, создания инновационных образовательных продуктов и услуг;
г) синергия деятельности - обеспечение сложных многоступенчатых нелинейных действий, возникающих в результате интенсификации взаимодействия по векторам развития Школы.
д) концентрация (фокусировка) - сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на ключевых направлениях деятельности Школы, необходимых для её устойчивого развития.

6.Управление развитием
Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются совещательные органы – рабочие группы и советы Школы, которые осуществляют экспертное и аналитическое обеспечение деятельности Школы.
Стратегию и политику Школы, связи верхнего уровня и сотрудничество обеспечивает Правление Ассоциации.
7.Факторы успеха
Школа является важным проектом в создании и развитии национальной и международной системы управления знаниями в сфере интеллектуальной собственности школьников, учителей и педагогических работников.
Главными факторами успешной реализации проекта Школы являются: кросс-возрастной подход к формированию целей и задач; архитектура проекта - социальный франчайзинг, фокусировка всех активностей целевой аудитории с участием региональных дирекций и представительств; партнерская поддержка и сетевой подход к ее формированию; согласованное развитие проекта, интересов и потребностей целевой аудитории; синергия профессионализма и неравнодушной активности учителей, наставников, родителей учащихся, педагогических работников, экспертов, руководителей партнерских организаций и органов власти; успешный менеджмент проекта.
Важнейшим социальным эффектом, который становится возможен благодаря реализации проекта - рост инновационного потенциала и научно-технического творчества школьников, который выливается в рост числа юных аналитиков, творцов и дополнительную мотивацию школьников к инновационному предпринимательству и изобретательству. Инновационная предпринимательская, изобретательская и творческая активность школьников — это динамично растущий тренд в мире, который нами поддержан и развивается.
Социальным эффектом является также создание кросс-возрастных научно-образовательных сообществ детей с разным творческим потенциалом, формирование новых педагогических условий, при которых каждый ребёнок имеет возможность развиваться и реализовать себя в технологической повестке своей страны. Мотивация через реализацию собственных идей в процессе непрерывного практикоориентированного обучения и индивидуальных траекторий развития школьников – это, по сути, реализация Agile-подходов, которые доказали успешность во всем мире и реализованы в рамках данного проекта.
8.Программа
Деятельность Школы предполагает проведение ежегодных проектно-ориентированных образовательных программ, которая реализуется Ассоциацией или юридическим лицом - участником проекта.
9. Школа как открытое пространство для детей с ОВЗ
Школа создает необходимые условия для участия в программах школьников с ограниченными возможностями здоровья, создавая условия, в максимальной степени способствующие творческому, в том числе научно-техническому развитию этих лиц. Ведется отдельная работа по участию детей этой категории в программах Школы.

10. Учебно-методическое обеспечение
Для самостоятельной работы учителей и педагогических работников со школьниками-изобретателями и для школьников разрабатывается специальное учебно-методическое обеспечение.
11. Партнеры
  • Федеральная служба интеллектуальной собственности (Роспатент)
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности»
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого
  • Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет
  • Национальный Исследовательский Мордовский Государственный Университет
  • Новосибирский Государственный Технический Университет
  • АУ «Технопарк-Мордовия»
  • Юридическая компания ООО «Шмитт и Орлов»
  • и др.
12. Информационное сопровождение
Информационная поддержка Школы осуществляется на сайте Ассоциации ЦПТИ (www.tiscs.ru), на официальном сайте Международного детского конкурса «Школьный патент – шаг в будущее!» (www.schoolpatent.ru), на официальных сайтах партнеров Школы.
13. Фирменный стиль и документы

Школа имеет логотипы - зарегистрированные товарные знаки на русском и английском языках (Приложение 1).
По окончанию школы выдается Сертификат установленного образца (Приложение 2) и фирменный значок патентного разведчика (Приложение 3)
Скачать документы

Положение о Проекте
СКАЧАТЬ
Приложение 1
Логотип Школы юных исследователей «Патентный разведчик»
СКАЧАТЬ
Приложение 2
Сертификат об окончании Школы юных исследователей «Патентный разведчик»
СКАЧАТЬ
Приложение 3
Фирменный значок Школы юных исследователей «Патентный разведчик»
СКАЧАТЬ